ОТСТАВЛЕННАЯ
АМОРТИЗАЦИЯ
Когда
непосредственная амортизация все-таки не удалась, можно использовать
отставленную амортизацию. Если непосредственный контакт между партнерами
прекратился, можно направить амортизационное письмо.
Ко мне обратился за психологической помощью военнослужащий, мужчина
42 лет. Назовем его Н. Настроение у него было подавленное. Ранее
он проходил у меня курс психологического айкидо и с успехом использовал
приемы непосредственной амортизации, что позволило ему значительно
укрепить свое положение на работе, внедрить в производство свои
разработки. Я даже пола-ran, что больше неприятностей у него не
будет, так что визит его был для меня в некотором роде неожиданным.
Он рассказал следующую историю. Года полтора назад он увлекся сотрудницей
из соседнего отдела. Инициатива сближения исходила от нее. Она восхищалась
без меры нашим героем, сочувствовала ему, когда у него были неудачи.
Под его руководством начала осваивать разработанные им методики,
довольно успешно овладела ими и стала ярой его последовательницей.
Она же первая объяснилась в любви. Они уже планировали начать совместную
жизнь, как вдруг, совершенно неожиданно для него, его подруга предложила
прекратить встречи. Случилось это через несколько дней после того,
как ему предложили уйти в запас, но остаться в учреждении по вольному
найму.
Это была неприятность, но не столь значительная, ибо он мог продолжать
свои исследования, хотя оклад становился значительно меньше. Разрыв
же с подругой он воспринял как катастрофу. Казалось, что все рушится.
Ему бы тут самортизировать, и все бы стало на свои места. Но он
начал выяснять отношения. Это ни к чему не привело, и он решил больше
вообще с ней не разговаривать, «перетерпеть», так как понимал, что
в конце концов все пройдет. Так продолжалось около месяца. Он; с
ней не виделся и начал успокаиваться. Но вдруг она стала обращаться
к нему с деловыми вопросами без всякой надобности и смотрела при
этом на него с нежностью.
На какое-то время отношения налаживались, но затем снова следовал
разрыв. Так продолжалось еще полгода, пока наконец он не понял,
что она издевается над ним, но устоять против ее провокаций не мог.
К этому времени у него развился выраженный депрессивный невроз.
Во время очередной ссоры она ему сказала, что вообще никогда его
не любила. Это был последний удар. И он обратился за помощью.
Мне было совершенно ясно, что направлять его сейчас в бой не имеет
смысла. Тогда мы вместе написали амортизационное письмо. Вот его
содержание:
Ты абсолютно права, что прекратила наши встречи. Благодарю тебя
за наслаждение, которое дала мне, по-видимому, из жалости. Ты так
искусно играла, что у меня ни на секунду не было сомнений, что ты
меня любишь. Ты меня увлекла, и я не мог не ответить на твое, как
я тогда считал, чувство. В нем не было ни одной фальшивой ноты.
Пишу это не для того, чтобы ты вернулась. Сейчас это уже невозможно!
Если ты снова будешь говорить что любишь меня, как я смогу поверить?
Теперь я понимаю, как тебе со мной было тяжело! Не любить, и так
себя вести! И последняя просьба. Постарайся со мной не встречаться
даже по делу. Надо отвыкать. Говорят, время лечит, хотя пока мне
поверить в это трудно. Желаю тебе счастья! Н.
В письмо были вложены все ее письма и фотографии.
Сразу же после отправки письма Н. почувствовал большое облегчение.
А когда начались многочисленные попытки «подруги» восстановить отношения,
спокойствие уже было полным.
Я думаю, нет смысла проводить детальный анализ амортизационным ходом
этого письма. Здесь нет ни одного упрека. Обращаю внимание на одну
психологическую тонкость, которая содержится во фразе: «Постарайся
со мной не встречаться даже по делу». Человек устроен удивительным
образом. Ему всегда хочется того, что ему недоступно. Запретный
плод всегда сладок. И наоборот, человек пытается отказаться от того,
что ему навязывают. Как только Бог запретил Адаму и Еве срывать
яблоки с дерева, так они возле него и оказались.
Как только Н. попросил свою знакомую не встречаться с ним, она сразу
стала стремиться наладить отношения. Когда же он пытался назначить
свидание, то тогда у него ничего не получалось. В общении запреты
дают обратный эффект. Хочешь чего-то добиться от человека, запрети
ему это.
С приобретением опыта составления амортизационных сценариев я убедился,
что на начальных этапах подготовки лучше писать письмо. Начинающие
находятся в большом душевном волнении и нередко после одного-двух
амортизационных ходов переходят на старый, конфликтный стиль общения.
Кроме того, партнер может прочесть письмо несколько раз. Каждый
раз он будет в разном психологическом состоянии. Рано или поздно
письмо произведет необходимый психологический эффект. Одна девушка
написала амортизационное письмо. Очень переживала, что не было ответа.
Он пришел через полгода, но какой это был ответ!
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ
АМОРТИЗАЦИЯ
Определение
дано в самом названии. Ее можно использовать в производственных
и семейных отношениях, в тех случаях, когда конфликт идет по одному
и тому же стереотипу, когда угрозы и упреки приобретают одну и ту
же форму и поведение партнера заранее известно. Модель профилактической
амортизации находим в «Похождениях бравого солдата Швейка». Один
из героев книги подпоручик Дуб, разговаривая с солдатами, обычно
произносил: «Вы меня знаете? Нет, вы меня не знаете! Вы меня знаете
с хорошей стороны, но вы меня узнаете и с плохой стороны. Я вас
доведу до слез». Однажды Швейк столкнулся с подпоручиком Дубом.
— Ты чего здесь околачиваешься? — спросил он Швейка. — Ты меня знаешь?
— Осмелюсь доложить, я бы не хотел узнать вас с плохой стороны.
Подпоручик Дуб от дерзости онемел, а Швейк спокойно продолжал:
— Осмелюсь доложить, я вас хочу знать только с хорошей стороны,
чтобы вы не довели меня до слез, как изволили пообещать в прошлый
раз.
У подпоручика Дуба хватило духу лишь на то, чтобы завопить:
— Проваливай, каналья, мы еще с тобой поговорим!
Карнеги в таких случаях предлагает: «Скажите о себе все то, что
собирается сделать ваш обвинитель, и вы лишите ветра его паруса».
Или, как гласит пословица: «Повинную голову меч не сечет». Приведу
несколько примеров профилактической амортизации.
Профилактическая
амортизация в семейной жизни
Зам.
главного конструктора одного из крупных заводов, мужчина в возрасте
38 лет, женатый, имеющий детей, ведущий еще и активную общественную
жизнь, на наших занятиях рассказал о своей проблеме.
У него из-за частого позднего прихода домой нередко возникали конфликты
с женой, с которой, в принципе, были хорошие отношения. Упреки имели
следующее содержание: «Когда это кончится! Я не знаю, есть ли у
меня муж или нет! Есть ли отец у детей или нет! Подумаешь, какой
незаменимый! Сам выставляешься, вот тебя и нагружают!» и т. п.
Послушайте его рассказ об эпизоде, который произошел у него в семье
после месячного обучения в КРОССе на семинарах и тернингах.
— Однажды после очередного позднего прихода домой я увидел в грозном
молчании своей супруги «психологическую кочергу» и подготовился
к бою.
Диалог начался с крика:
— Почему задержался сегодня? Вместо оправданий я сказал:
— Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Если бы ты вела себя так,
как веду я, я бы давно не выдержал. Ведь посмотри, что получается:
позавчера пришел поздно, вчера - поздно, сегодня обещал прийти рано
— как назло, опять поздно.
Жена (с гневом):
— Брось свои психологические штучки! (Она знала о моих занятиях.)
Я (виновато):
— Да причем здесь психология. Муж у тебя есть и в то же время практически
его нет. Дети отца не видят. Мог бы и пораньше прийти.
Жена (уже не так грозно, но все еще недовольно):
— Ладно, проходи.
Я молча раздеваюсь, мою руки и иду в комнату, сажусь и начинаю что-то
читать. Жена в это время как раз заканчивает жарить пирожки. Я был
голоден, пахло очень вкусно, но на кухню я не пошел. Жена вошла
в комнату и с некоторым напряжением спросила:
- Что же ты не идешь есть? Поди, где-то уже накормили! Я (виновато):
— Нет, я очень голоден, но я не заслужил. Жена (несколько мягче):
— Ладно, иди есть.
Я съел только один пирожок и продолжаю сидеть. Жена (настороженно):
— Что, пирожки невкусные? Я (по-прежнему виновато):
— Да нет, пирожки очень вкусные, но я их не заслужил. Жена (совсем
мягко, даже с лаской):
— Ну, ладно. Ешь сколько хочешь.
В таком тоне беседа продолжалась около минуты. Конфликт был исчерпан.
Раньше размолвка могла продолжаться несколько дней.
Профилактическая
амортизация в служебных отношениях
Поразительно
просто, но почти никто этим не пользуется! Надо прийти к начальнику
и сказать примерно следующее: «Я пришел, чтобы вы меня» поругали.
Знаете, что я натворил...» Вот три примера.
Д. был квалифицированным токарем, но довольно часто болел и тем
самым вызывал неудовольствие своего начальника, который в разговоре
с глазу на глаз предлагал ему уволиться. После успешного обучения
приемам психологической борьбы он почувствовал себя хорошо и уверенно.
И вот это он придумал. Хорошо проработав две недели, написал заявление
об увольнении и, не поставив даты, пришел на прием к начальнику
и сказал следующее:
— Я понимаю, что был обузой на производстве, но сейчас я уже здоров.
Чтобы у вас не было сомнений на этот счет, я принес вам заявление
об увольнении по собственному желанию без даты. Я полностью отдаю
себя в ваше распоряжение. Как только я еще раз вас подведу, поставите
дату и уволите меня.
Начальник посмотрел на Д. с удивлением и, нескрываемым интересом.
Заявление взять отказался. С тех пор отношения стали просто теплыми,
а Д. приобрел уверенность в себе.
А вот пример профилактической (упреждающей) амортизации на производстве.
Е., инженер по технике безопасности, увлекшись психологией во время
занятий психологическим айкидо, решила переквалифицироваться по
профилю инженерной психологии. Для этого ей надо было поступить
на 3-годичные платные курсы психологического отделения университета,
а средства для оплаты обучения получить на производстве. Вот как
ей удалось это сделать.
Е. записалась на прием к директору и вошла последней Он выглядел
напряженным и усталым. Е. начала так:
— Я последняя, и у меня к вам не просьба, а предложение. Директор
расслабился и стал смотреть на Е. спокойнее и даже с некоторым интересом.
Е. продолжала:
— Оно должно принести большую выгоду производству, но вначале надо
будет затратить огромные средства.
Лицо директора снова стало напряженным. Дальше беседа шла следующим
образом.
— Если это предложение принять не сможете, никаких претензий не
будет, а за дерзость заранее меня простите.
Напряжение сразу спало, и он умиротворенно и даже несколько благодушно
попросил Е. продолжать: Когда же она изложила суть дела, он спросил,
сколько это будет стоить. Е. назвала сумму 2000 рублей, он весело
рассмеялся (предприятие «ворочало» миллионами) и дал свое согласие:
— Ну, это мелочи!
И последний пример профилактической амортизации.
Прошедший у нас подготовку Д. считает, что знание и навыки, полученные
им на занятиях по психологическому айкидо, если не спасли ему жизнь, то по крайней
мере помогли сохранить здоровье и сделали его жизнь в армии не столь
тягостной. Попал он на службу в строительный отряд. Вот один из
случаев, который помог Д. завоевать авторитет.
— Наше отделение обедало в гражданской столовой по специальным талонам.
В тот день она не работала. Командир отделения пытался организовать
питание по талонам в другой столовой, однако сделать это ему не
удалось, так как он требовал, кричал. Тогда я предложил свою помощь.
Пошел к заведующей столовой и обратился к ней со словами:
— У меня к вам огромная просьба. Если откажете, у меня обиды к вам
не будет, так как понимаю, что это очень сложно.
Я изложил суть дела, попросил ее подумать, как накормить 12 солдат,
которые годятся ей в сыновья. И она придумала! Нас покормили, а
потом талоны сдали в нашу столовую и получили деньги.
Резюме
Амортизация — это согласие со всеми утверждениями, противника. Различают
три вида амортизации: непосредственную, отставленную и профилактическую.
Основные принципы амортизации:
1. Спокойно принимай комплименты.
2. Если предложение тебя устраивает, соглашайся с первого раза.
3. Не предлагай своих услуг. Помогай, когда сделал свои дела.
4. Предлагай сотрудничество только один раз.
5. Не жди, когда тебя начнут критиковать, критикуй себя сам.
|